Финансовая газета,
28 мая 2021 г.
Страхование новой реальности 416 просмотров
Страховщики нормально пережили ковидный код, но сейчас опасаются новых барьеров на пути развития рынка – новые требования по расчету величины собственных средств и новые стандарты отчетности.
Российские страховщики прошли через 2020 год более чем достойно, отмечает президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. И это несмотря на тревожные показатели второго квартала, когда страховой рынок ожидаемо просел из пандемии COVID-19. Итоги года свидетельствуют, что объем взносов вырос на 4% и впервые превысил 1,5 трлн рублей, а суммарные страховые выплаты составили 659 млрд. руб. или 1% от ВВП. Эти цифры были приведены 26 мая на встрече представителей страхового сообщества, Банка России, Минфина и Государственной думы.
За последние пять лет объем выплат по страховым случаям рос быстрее других макропоказателей. За прошлый год он увеличился на 8%, а за указанный период – на 31%. Как отметил президент ВСС, по-прежнему наибольший объем выплат пришелся на ОСАГО: 137,6 млрд рублей за год и почти 800 млрд за пять лет. При этом в 2020 году судебные выплаты по автогражданке сократились на 64%. Главным драйвером роста в минувшем году осталось страхование жизни. Выплаты здесь увеличились почти вдвое: с 133,4 млрд рублей до 204,6 млрд рублей.
По словам Юргенса, страховщики обеспечивают поступление более 2% всех уплачиваемых налогов в федеральный бюджет страны, дают рабочие места 2,5% всего занятого населения и активно инвестируют в госбумаги. «На страховые компании приходится почти половина всех активов. Так, в 2019 году в ОФЗ было вложено более 250 млрд рублей. В текущем году мы ожидаем более равномерного и не менее поступательного развития рынка. Хотя видим и барьеры на этом пути», — сообщил Юргенс.
Бег с препятствиями
Под барьерами глава ВСС понимает вступающие в силу с 1 июля требования по расчету величины собственных средств, когда в расчете будут учитываться нормативный размер маржи платежеспособности и оценка влияния концентрационного риска.
«Для многих страховщиков, особенно небольших, это может стать очень серьезной проблемой. Кроме того, есть практически одновременно вступающие в силу новые нормы международных стандартов финансовой отчетности, которые могут затронуть даже крупные компании. Поэтому ВСС добивается двухгодичной отсрочки по требованиям к платежеспособности, чтобы вклад новых требований к расчету резервов был нивелирован, — сказал Юргенс. — Другие значимые аспекты законодательного и нормативного регулирования — это развитие конкурентной среды в банковском страховании, комплексное совершенствование системы финансового обеспечения деятельности туроператоров, реализация региональных программ страхования жилья».
Оцифровали застрахованных
Заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин согласился с президентом ВСС, что страховщики справились в прошлом году: «Год пандемии перевернул нашу жизнь. Страхование не могло остаться в стороне. По-другому стали вести себя клиенты, но компании и регулятор справились с вызовами достойно».
Зампред ЦБ отметил, что 2020 год показал, насколько страховое сообщество оказалось готовым к новым вызовам. Пандемия и локдаун стали драйверами роста использования цифровых сервисов, а страховщики смогли оперативно перевести клиентов на дистанционное обслуживание. Он, однако, добавил, что после прохождения острой фазы пандемии онлайн обслуживание клиентов пошло на спад.
«Мы провели анкетирование 108 страховых компаний и увидели, что по сегменту ОСАГО в 43% случаев полисы оформляют дистанционно. Но это не было чем-то из ряда вон выходящим. Большой шаг вперед то, что страхование жизни в 39% случаев оформлялось дистанционно, в 60% —ДМС. Мы увидели после завершения острой фазы пандемии, что количество дистанционных продаж резко сократилось, и это касается как продажи полисов ОСАГО, так и ДМС, — сказал Чистюхин. — У нас есть опасения относительно методики счета, хотелось бы вступить в дискуссию со страховым сообществом, что мешает развивать дистанционные сервисы».
Чтобы оценить результаты перехода в онлайн, ВСС и консалтинговая АС&М посчитали Индекс цифрового застрахованного по итогам второго полугодия в сравнении с первым полугодием 2020 года. Индекс вырос с 43% до 44%. Юргенс считает, что такой результат говорит о достаточно высокой степени доступности цифровых страховых сервисов и доверии к ним населения, а также о дальнейшем потенциале цифровизации отрасли.
Индекс был запущен в ноябре 2020 года и стал первым аналитическим показателем в России, оценивающим уровень цифровизации продуктов и услуг страховых компаний для клиентов-физических лиц.
«Результаты потребительского опроса показывают, что пандемия в совокупности с усилиями страховых компаний стала мощным драйвером цифровизации в сфере онлайн-страхования. Абсолютное большинство россиян стали чаще использовать страховые онлайн-сервисы, а количество клиентов, выражающих готовность полностью перейти на цифровой формат взаимодействия со страховой компанией, увеличилось. Мы уже находимся на уровне, когда недоверие к онлайн-услугам проявляют только один из 10-20 респондентов», — отметил глава ВСС.
Юргенс выразил надежду, что доля договоров, заключаемых в электронном виде, продолжит увеличиваться. У компаний-лидеров цифровизации она уже достигает 90%, в целом по рынку – почти 50%.
Стабилизация ОСАГО
В Центробанке также отметили, что ситуация по ОСАГО наконец стабилизировалась. «Мы в Госдуме сейчас защищаем годовой отчет Центробанка. Все предыдущие годы ОСАГО было основной из тем, которая постоянно вызывала у всех интерес. А в этот раз полная тишина. Это хороший признак, который говорит о том, что всеми сторонами работа была проведена качественно и на сегодня рынок стабилизирован, премии стабильны. За 2020 год они выросли менее, чем на 2%», – рассказал Чистюхин.
Кроме того, по словам финансового уполномоченного Светланы Никитиной, в первом квартале 2021 года на 27,7% по сравнению с прошлым годом сократилось число обращений в службу финуполномоченного по спорам клиентов и страховщиков. Всего было чуть больше 31 тысячи. Доля обращений по поводу автогражданки в общем количестве обращений составила 70% против 87% годом ранее. Далее идут обращения связанные со страхованием жизни от несчастных случаев и болезней — 15,6% от всех обращений (6,9 тысячи). На третьем месте КАСКО — 3,2% обращений (1,4 тысячи).
«За последние годы в регулировании ОСАГО произошло много изменений. Это дает положительный эффект и отражается на количестве спорных ситуаций. Кроме того, позитивные изменения связаны с одной из задач, ради которых создавался институт досудебного урегулирования споров — разрешение разногласий на этапе претензионного порядка, когда страховая компания проявляет клиентоориентированность и не доводит ситуацию до момента, когда спор поступает на рассмотрение финансовому уполномоченному», — заявила Никитина.
Сегодня основные споры в ОСАГО связаны с тем, что потребитель не согласен с размером страховой выплаты, отказом в выплате или сроками выплаты возмещения. Лидерами среди субъектов РФ по числу жалоб стали Краснодарский край, Башкирия и Москва, сохранившие свои позиции в этом антирейтинге с прошлого года. При этом число жалоб снизилось в Ростовской и Нижегородской областях.
Банк России намерен инициировать со всеми заинтересованными сторонами дискуссию, в рамках которой обсудит необходимость пересмотра тарифов по ОСАГО. По мнению Чистюхина, есть ряд вопросов, которые в рамках реформы не были решены окончательно.
«Это территориальный коэффициент и коэффициент мощности, это не дает нам провести дифференциацию наилучшим образом. Это увеличение страховой суммы по рискам причинения вреда жизни и здоровью до 2 млн рублей, обеспечение выплат без учета износа пострадавшего транспортного средства, компенсация в случае отсутствия у виновника ДТП полиса. Предварительные оценки, которые были сделаны по ряду позиций, показывают существенное увеличение тарифа. И надо будет принять сбалансированное решение, идем мы на них или нет. Думаю, дискуссию мы эту проведем и посмотрим, как будет развиваться ситуация», — сказал он.
Закон об индивидуализации тарифов ОСАГО, который вступил силу в конце августа, позволил страховым компаниям учитывать личностные характеристики водителей при формировании цены полиса. Одним из основных положений закона является возможность страховщиков учитывать при определении тарифа качество вождения и соблюдение правил ПДД. Контроль за правильностью расчета страховых тарифов возложен законом на Банк России.
Александра МАРЬЯСОВА
Вся пресса за 28 мая 2021 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Инструменты, Учет и отчетность, Регионы, Динамика рынка, Регулирование, Хайтек и инновации, Финансовый уполномоченный (омбудсмен)
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
26 ноября 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Саратов, 26 ноября 2024 г.
В Саратове осудят жителей за мошенничество со страховыми выплатами на 13,5 млн
|
|
Frank Media, 26 ноября 2024 г.
«Ак Барс Страхование» получило лицензию на перестрахование
|
|
Report.Az, Баку, 26 ноября 2024 г.
В Азербайджане страховой рынок вырос на 9%
|
|
Агроэксперт, 26 ноября 2024 г.
Площадь застрахованных посевов в РФ выросла на 40%
|
|
Новости Саратова, 26 ноября 2024 г.
Как сменить регион страхования на Госуслугах
|
|
Банки.ру, 26 ноября 2024 г.
Великобритания ввела санкции против двух российских страховых компаний
|
|
За рулем Кубань, Краснодар, 26 ноября 2024 г.
Депутаты предложили увеличить выплаты по ОСАГО до 650 тысяч рублей
|
|
CNews.ru, 26 ноября 2024 г.
САТЕЛ обеспечил надежной связью сотрудников страховой компании
|
|
Парламентская газета, 26 ноября 2024 г.
Банку России хотят дать больше полномочий на страховом рынке
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
ИИ может помочь в устранении неэффективности обработки данных в страховании
|
|
Новости Липецка, 26 ноября 2024 г.
В Липецкой области 163 жителям компенсировали стоимость полиса ОСАГО
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Реакция страховщиков на катастрофы может повлиять на кредитное качество эмитентов и долговых инструментов
|
|
Sputnik Узбекистан, 26 ноября 2024 г.
В защиту дехкан и фермеров: в РУз разработали законопроект о страховании сельхозрисков
|
|
Казахстанский портал о страховании, 26 ноября 2024 г.
Анализ и тенденции страхового рынка Казахстана
|
|
Финмаркет, 26 ноября 2024 г.
Депутаты предлагают увеличить выплаты по автогражданке
|
|
SecurityLab, 26 ноября 2024 г.
Кибератаки на Британию: 52% компаний потеряли ?44 млрд за 5 лет
|
|
СаратовБизнесКонсалтинг, 26 ноября 2024 г.
Будут судить четверых юристов за обман пострадавших в ДТП
|
 Остальные материалы за 26 ноября 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|